Монументы лошадям: слабонервных просят не смотреть

Лошадь тяжеловоз — это большое животное, которое имеет толстую шею и тело с мускулистыми ногами. Относится к тяжёлым породам. Его главная задача — это перевоз больших грузов и выполнение всяческих сельских работ.

Предпосылки и технологии выведения

Необходимость в получении нового типа лошадей возникла в 17-18-м веке, когда происходят резкие изменения в промышленности, сельском хозяйстве и военном деле. В армии больше не было нужды в крупных и сильных верховых кобылах, которые перевозили тяжелых рыцарей. Одновременно возросли нагрузки на производстве:

  • грузоперевозки на дальние расстояния совершались по железной дороге;
  • на небольшом пути не требовалась большая скорость, зато важно было увеличить количество груза;
  • объемы производства резко увеличились

Таким образом, место старых легкоупряжных и верховых лошадей занимают три новых типа – легкие верховые, рысистые и тяжелоупряжные. Именно эпоха индустриализации закладывает основное зерно селекционной работы. Открывается множество конезаводов, увеличивается племенная работа и дифференциация пород.

Раньше всех развитие тяжеловозной лошади началось в Англии и Западной Европе. Первые тяжеловозы появились в Великобритании еще в 18-м веке задолго до массового спроса на них в остальном свете. Укрупнение лошадей происходило постепенно (английские кони всегда отличались крепким телосложением), поэтому для начальной селекции уже было качественное ядро.

Важным моментом того времени в селекционной работе были ярмарки. На них производили оценку животных, обобщали требования как к типу, так и породе. Все это способствовало отбору наиболее ценных животных и координации племенной работы. Бонитировка велась по нескольким направлениям:

  • телосложение (экстерьер, промеры);
  • проводка (в Англии отбирали шаговых лошадей, во Франции сохраняли рысистые качества);
  • масть (шотландские тяжелоупряжные лошади отличаются одинаковой вороной окраской);
  • чистота крови (эти требования появились относительно поздно, поэтому в племенных книгах большое количество помесных коней);

Но на раннем этапе племенное дело не было поставлено на поток, а практической ценности книги учета не имели – в них заносили любых отдаленно близких к стандарту животных, чтобы повысить их стоимость. Селекционная работа началась лишь в 18-м веке, ближе к его середине, когда суффолки и шайры имелись в большом количестве, что позволяло вести планомерный отбор. На европейском континенте выведение тяжелоупряжных линий велось параллельно, но с некоторым отставанием. Здесь поставили три цели:

  • повышение силы;
  • приспособленность к суровым условиям и низкая требовательность к корму и содержанию;
  • сохранение рысистых качеств.

Поэтому большинство бельгийских и французских тяжеловозов существенно меньше английских, но они лучше акклиматизируются и приспосабливаются к любым условиям. Последние факторы оказались решающими для использования этих животных в улучшении отечественных пород.

Породы лошадей тяжеловозов в России

В 19 веке Российская Империя стремительно развивалась, а вот лошади-тяжеловозы в ней не выводились, хотя в аграрном секторе и не только на них спрос был огромным. Покупать тяжеловесных коней за границей было далеко не каждому по силу, но даже если кто-то это и делал, то имел проблемы с ними, поскольку кони плохо приспосабливались к российским условиям и кормам низкого качества.

Отечественные породы тяжеловозов были выведены посредством иностранных:

  • шайров;
  • арденов;
  • клейдесдатей;
  • першеронов;
  • брабансонов.

Российские ученые вывели такие породы лошадей-тяжеловозов:

  • советская;
  • владимирская;
  • русская.

Характеристики русской тяжеловесной породы коней

Данная тяжеловесная порода была выведена чуть более стал лет назад посредством скрещивания упряжных коней с арденами – мелкими тяжеловозными лошадями негармоничного сложения родом из Бельгии. Благодаря отбору ардены стали иметь хорошее сложение и форму.

А 1900 году во Франции проходила Всемирная выставка, где особое внимание получил русский арден, признанный одной из лучших рабочих пород. «Звездой» стал бурый жеребец Каравай, получивший золотую медаль. Внешние особенности породы такие:

  • невысокий рост – в холке до 150 см;
  • выносливость;
  • достаточная сила;
  • у самок хорошая молочная продуктивность.

Лошади-тяжеловозы советской породы

Такая порода появилась благодаря скрещиванию английских суффолков или бельгийских брабансонов с упряжными русскими конями. Для аграрных работ животных используют в течение первых трех лет жизни, затем они становятся производителями.

Отличительные особенности советского тяжеловоза:

  • крупное животное;
  • высота в холке может достигать 1,7 м;
  • средняя масса тела – порядка тонны;
  • грива и хвост густые;
  • среднего размера голова;
  • шея и ноги мускулистые;
  • копыта правильной формы;
  • ровная спина;
  • грудь широкая;
  • может наблюдаться незначительная косолапость.
Читайте также:  Как в домашних условиях правильно кормить корову перед и после отела

Описание владимирских тяжеловозов

Владимирские тяжеловозы появились в государственном Гаврилово-Посадском конном заводе в 1886 году путем скрещивания английских клейдесдалей с местными самками, выносливыми и неприхотливыми. От такого скрещивания на свет появились кони, обладающие привлекательным внешним видом, энергичностью, богатырской силой и хорошими адаптационными навыками.

В процессе развития породы «доноры» менялись, в формировании владимирских тяжеловозов принимали участие даже знаменитые английские шайры. При этом официально данную породу коней признали только к середине прошлого века.

Внешние характеристики владимирского тяжеловоза таковы:

  • массивность;
  • высота в холке до 1,7 м;
  • телосложение крупное;
  • голова крупная, а профиль выпуклый;
  • лопатка длинная и косо поставлена;
  • шея длинная и мощная;
  • круп в меру опущенный;
  • ноги крепкие и обросшие мехом, доставшиеся от английских пород;
  • хвост и грива густые;
  • масть может быть гнедой, иногда рыжей или вороной.

Владимирские кони очень дружелюбные, уравновешенные и спокойные. Половое созревание у них начинается достаточно рано.

Красота владимирского тяжеловоза не может не привлекать, представители этой породы сейчас активно используются в спортивной охоте или же конном туризме, а в дальние времена их запрягали в телегу, плуг или упряжку.

Известные породы

Сюда относятся:

  • шайр;
  • брабансон;
  • суффольк;
  • першерон;
  • шотландский тяжеловоз.

Шайр

Эти тяжеловозы занимают первое место в мире. Порода этих лошадей благородна и дорогостоящая. Занимают призовые места в соревнованиях. Отличается от остальных пород обросшими ногами. Масть в большинстве случаев гнедая или караковая. Лошади норовисты, не признают силы и на них тяжело одеть упряжь.

Предками этих коней являются средневековые рыцарские кони, которые в те времена были очень большими. Вес этих лошадей может достигать 1,3 тонны, а высота — 190 сантиметров в холке. Самые популярные масти: серая, гнедая, караковая.

Пик популярности этой породы попадает на период правления короля Генриха в восемнадцатом веке. Король приказал активно разводить тяжеловесов, для того чтобы английское сельское хозяйство не нуждалось в мощной силе.

Брабансон

Эти жеребцы ценны своим экстерьером и силовыми способностями. Рост средний — примерно 165 сантиметров, имеют добрый нрав и хорошие породные качества. Имеют сильное туловище, ноги короткие с хорошо выраженными суставами. А также у них короткая грива, а нижняя часть ног мохнатая. Масть имеют гнедую.

Бельгийская, фландрская или брабансон, называйте как угодно. Лошади появились в Средние века, на территории Бельгии. Эту породу можно назвать родоначальником клейдесдальских, суффольских коней и шайров.

Такие кони идеальны для сельских работ, так как не агрессивны к человеку, имеют высокую выносливость в работе и не привередливы в уходе.

Суффольк

Эти лошадки кажутся короткими, из-за того, что тело у них массивное. Кони очень работящие и терпеливые. Масть в основном каштановая с различными оттенками. Рост у них 165 сантиметров. Животное может весить тонну. Масть: светло-рыжая, тёмно-рыжая, иногда, может встретиться каштановая. У них может быть звёздочка на лбу или белые носочки, чем и отличаются от других. Суффольки идеальны для детей, которые желают научиться верховой езды, так как совсем неконфликтны и покладисты.

Пришла эта порода к нам из Восточной Англии. Популярными они стали в середине восемнадцатого века, но первые упоминания о них есть в летописях шестнадцатого века.

Першерон

Эти животные считаются рекордсменами по росту и весу. Першероны очень красивые и имеют большую выносливость, если нужно, то могут бежать несколько часов подряд. Так как их предками являются арабские лошади, то они имеют голову аристократичной формы с маленькими, аккуратными ушами. Благодаря примесям арабских кровей, имеют рельефную красивую голову с аккуратными ушами.

Масть имеют в основном вороную или серую в яблоки. Сейчас их разводят без мохнатости на ногах, и это очень упрощает уход за ними и их работу на земле.

Шотландский тяжеловоз

Эта порода имеет отличные ездовые качества и характеристики. Пришла к нам из Шотландии, а место обитания — Великобритания. Они великолепно передвигаются шагом и рысью, имеют мощное тело и огромную мышечную массу, но вместе с тем очень изнежены. Им необходимы качественные условия содержания и хороший корм, чтобы лошади могли хорошо работать.

Масть имеют: вороную, рыжую, гнедую, серую и чалую. Отличие этой породы от других — массивные ноги с хорошо выраженными суставами.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

В России выведено 3 породные линии, относящиеся к тяжелоупряжным. К ним относятся:

Российские породы лошадей-тяжеловозов
  • советский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • владимирская порода.

В 18–19 веках эти животные были незаменимыми помощниками в сельской местности. Они использовались для перевозки леса, стройматериалов, сена, кормов. Сегодня большинство представителей этих породных линий задействованы там, где не пройдёт ни одна техника. Их сила по-прежнему нужна, но уже не в том объёме, как это было перед началом развития технического прогресса.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Советский тяжеловоз

Породу создали на основе помесей русских битюгов и упряжных лошадей. Позднее к их потомкам приливалась кровь арденов, першеронов и бельгийских тяжеловозов. Часть признаков советский тяжелоупряжный конь унаследовал от суффольков.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Порода лошадей советский тяжеловоз

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Животные довольно рослые, обладают массивным типом телосложения, но при этом отличаются уравновешенным характером и проявляют покорность. Вес взрослого жеребца достигает 800 кг, а в отдельных случаях превышает тонну.

Читайте также:  «Итальянская куропатчатая»: характеристика и описание породы кур

Характеристики:

Российские породы лошадей-тяжеловозов
  • рост – 1,6–1,7 м;
  • обхват груди – 2 м;
  • голова грубоватая, среднего размера;
  • шея плотная с хорошо очерченным мышечным рельефом;
  • спина и грудь широкие;
  • рёбра имеют округлую форму;
  • круп мощный, раздвоенный;
  • конечности массивные, крепкие, с большими копытами;
  • масть лошадей этой породы преимущественно рыжая, реже встречается гнедая.

Внимание! Советский тяжеловоз ценится за силу, нетребовательность к кормовой базе и скороспелость. Кобылицы дают много молока.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Русский тяжеловоз

Рассматривая сильных лошадей, стоит упомянуть о русской тяжелоупряжной. Порода сформировалась на рубеже 19 и 20 столетий. За основу селекционеры брали отечественных теплокровных кобыл и скрещивали их с бельгийскими арденами и першеронами.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Русскую тяжелоупряжную породу официально признали и внесли в реестр в 1952 году. Это невысокие лошади, отличающиеся мягким темпераментом и нетребовательностью к уходу и питанию.

Первые племенные жеребцы, полученные от потомков арденов, отличались слишком малым ростом, около 143 см в холке. Селекционеры поставили цель – поработать над улучшением этого параметра. С годами русские тяжеловозы стали выше, современные жеребцы вырастают до отметки 149–153 см при весе 600–700 кг.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Порода лошадей русский тяжеловоз

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Характеристики:

  • голова крупная с расширенной лобной частью;
  • туловище непропорционально длинное с грудью бочкообразной формы;
  • ноги сухие, короткие, жилистые, с крупными суставами;
  • шея мускулистая, длинная, красиво изогнутая;
  • спина широкая со слабовыраженным прогибом;
  • круп плотный, у некоторых представителей породы слегка опущенный;
  • распространённые масти – гнедая, рыжая.
Российские породы лошадей-тяжеловозов

Владимирский тяжеловоз

Порода выводилась в довоенный период с 1930 по 1935 годы. За основу генотипа были взяты клейдесдальские жеребцы, их скрещивали с местными упряжными кобылами. Незначительное влияние на породу оказали шайры.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Владимирские тяжеловозы обладают крепким телосложением и высоким ростом – от 163 до 170 см. Среди отечественных тяжелоупряжных пород эта отличается самыми крупными габаритами.

Владимирской лошади свойственна большая голова с немного выпуклым профилем, расположенная на длинной мускулистой шее, широкая спина, косое расположение лопаток и крепкие костистые конечности с правильной постановкой. Низко посаженный сбитый круп округлой формы. Волосы в хвосте и гриве густые, что делает коня ещё красивее. Нижняя часть конечностей оброслая, копыта широкие с прочным рогом.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Представители владимирской породы ­– самые сильные лошади из тех, что выведены в Советском Союзе. Несмотря на крупные габариты, они проявляют миролюбие и покладистость. Лучшие жеребцы содержатся на конных заводах Ивановской и Владимирской областей.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

Орловский рысак – до $

Орловский рысак (по-другому «орловская рысистая») – это знаменитая русская порода легкоупряжных лошадей. На всем свете не существует ни одного аналога этой лошади. Конь был создан на Хреновском конном заводе в начале XIX века, и назван в честь владельца завода – известного графа А.Г. Орлова.

Сегодня нарядных и статных орловцев называют живым брендом России, их используют практически во всех видах конного спорта. Характер орловского рысака добрый, миролюбивый, осторожный. Племенные жеребцы темпераментные и резвые, но при правильной подготовке способны подчиняться командам наездника.

Орловский рысак – до $

Интересный факт: порода лошадей в советское время использовалась в конной милиции.

Наиболее выносливые среди полукровных пород

Среди верховоупряжных пород особо выделяется карачаевская лошадь за счет ее высокой выносливости и работоспособности. Подтверждением уникальной выносливости карачаевских лошадей стал пробег длительностью в 47 дней по скалистой местности Кавказского хребта протяженностью 3000 км. Стоит отметить, что именно карачаевские лошади шли впереди колонны расчищая путь, а пробег проводился зимой. На некоторых участках пути снег достигал полутора метра.

Также среди верховоупряжных лошадей показала высокую выносливость Донская порода лошади. Они не только выносливы, но и неприхотливы к условиям содержания, способны совершать длительные переходы – около 100 км. за сутки.

Наиболее выносливые среди полукровных пород

Карачаевская лошадь

Характеристика

В зависимости от породной принадлежности, варьируются и характеристики тяжеловозов. Но есть и некоторые общие признаки. Все тяжеловозы – шаговые лошади, не ориентированные на скоростное передвижение. Для них характерны следующие признаки:

  • короткая мускулистая шея;
  • спина средней длины с выраженным мышечным рисунком;
  • сухие, крепкие ноги;
  • широкий круп;
  • средний вес в диапазоне 0,8-1 т;
  • высота от 1,6 до 2,0 м.

Характерный для тяжеловозов аллюр – шаг. Тем не менее такой конь вполне может демонстрировать резвость на короткой дистанции.

Некоторые породы даже способны преодолевать препятствия в прыжке – таким навыком обладает ирландский тяжеловоз, довольно лёгкий, но сильный.

Булонская лошадь

Порода древняя, признана в XVII веке. Выведена во французской провинции Булонь. Существует 2 типа: большой тяжёлый и малый.

Булонским тяжеловесам присущи следующие особенности:

  • высота в холке — 1,50–1,65 м;
  • масса — 0,7–0,9 т;
  • голова — изящная, с правильным профилем и высоким лбом;
  • шея — с хорошо выраженными мускулами;
  • грудной отдел — глубокий, с округлыми рёбрами;
  • спина — широкая, ровная;
  • конечности — крепкие, короткие, мускулистые;
  • хвост — высоко поставлен, густой;
  • грива — волнистая, короткая;
  • масть — серая (основная), редко гнедая, рыжая;
  • нрав — добрый.
Булонская лошадь

Достоинства:

  • повышенная работоспособность;
  • неприхотливость;
  • хорошо развитый опорно-двигательный аппарат;
  • способность развивать большую скорость движения;
  • выносливость.

К недостаткам можно отнести то, что порода практически исчезла.

Уход и особенности содержания лошадей

Для того чтобы животное чувствовало себя хорошо, необходимо создать для этого соответствующие условия.

Условия для содержания

Советский тяжеловоз — не очень требовательная лошадь, но она особо нуждается в просторной конюшне, территории для выгула и свободного бега, очищенной воде и стабильном кормлении. Для того чтобы правильно заботиться о здоровье и самочувствии животного, хозяину нужно составить грамотный рацион правильного питания для сохранения сил и возможностей коня. Необходимо также проводить осмотры тяжеловоза после трудового дня, чтобы исключить наличие травм и болезней.

Уход и особенности содержания лошадей

Важно! Не стоит исключать из жизни коня ветеринара — врач должен проводить плановые вакцинации, а также необходимые осмотры животного как минимум дважды в год.

Нужно также следить за гигиеной лошадки. Не забывайте очищать ноздри коня после работы или другой активности, а также омывайте копыта лошади из шланга, чтобы она не страдала от усталости. Внимания требуют и волосы коня: грива и хвост моются дважды в неделю с использованием кондиционера. После того как волосы высохнут, их нужно расчесать щеткой из натуральных материалов.

Особенности питания

Лошади нуждаются в регулярном питании, которое состоит из сухой и свежей травы, а также злаковых культур. Ежедневно нужно давать коню растительность, зерновые культуры, не забывать о воде. Для нормального роста маленького жеребенка нужно подкармливать витаминными комплексами. В качестве поощрения и лакомства можно давать животному сладкую свеклу, сахарок, сырую морковь и картошку.

Размножение породы

Показатели плодовитости этой породы составляют 75 %. Для племенного разведения кобылы годятся до достижения ими 16-17 лет, хотя бывало и такое, что лошади этой породы приносили приплод в возрасте 20 лет. Советские тяжеловозы — довольно скороспелые лошадки, в период кормления жеребята набирают 2 кг ежедневно, и к 6 месяцам их вес уже достигает полтонны. Для работы молодых особей привлекают уже с 2,5 лет, а для разведения используют с трех лет. Характерной особенностью данной породы являются высокие показатели молочности.

Уход и особенности содержания лошадей

Знаете ли вы? Рекордом по лошадиной молочности стал показатель в 6137 литров.

Средний показатель выхода молока составляет 3000 л за период лактации. Породу советского тяжеловоза можно без сомнений считать общенациональным достоянием России. Активное развитие сельского хозяйства способно помочь сохранить разведение этих животных, а также производительность конных заводов. Актуальность этих лошадок существует и в наше время, ведь некоторые сферы ведения сельского хозяйства требуют использования живой тяговой силы коней.

Шайры

Это упряжные тяжеловозы английского происхождения. Свою родословную ведут от рыцарских коней, а те – от потомков лошадей Римских завоевателей. Точное происхождение породы неизвестно. Но предполагается, что шайры получены путем скрещивания местных английских пород с фламандцами и фризской породой. Шайры – самые крупные лошади на планете. Их вес достигает 800-1220 кг. Встречаются экземпляр весом до полутора тонн. Особенности породы:

  • Высота – 170-190 см. Бывали случаи, когда рост представителей породы достигал 2 м.
  • Масть. Шайры могут быть вороными, гнедыми, караковыми, серыми.
  • Экстерьер. Тело мощное, пропорциональное. Широкая и сильная спина. Длинный и мускулистый круп. Череп массивный, лоб широкий. Уши острые. Пушистый хвост посажен высоко. Ноги отличаются мощью. Копыта – крепкие, большие. Внизу ног «фризы». Отличительная особенность – лысина на голове и «чулки» на задних ногах.
  • Использование. Сегодня их редко используют на сельхоз работах. Чаще их можно увидеть на выставках, различных коневодческих мероприятиях.
Шайры

Шайры отличаются уравновешенным и спокойным характером. Легко управляемы, поддаются дрессуре. Они медлительны, но сильны. В 3 года шайр способен перемещать груз, впятеро превышающий его массу – то есть 5000-6000 кг.

Листат - информационный портал о садоводстве